Как правильно запрячь лошадь

Что нужно знать о запряжке?

Для того чтобы запрячь лошадь, потребуются навыки, знания и опыт обращения с этим животным. Лошадь вряд ли доверится человеку, которого не знает. Запрягают животное обычно в телегу или сани. Учатся этому непростому ремеслу быстро, если проявлять смекалку и запоминать попутно последовательность действий.

Контактируя с этим животным, человек получает эмоциональную пользу. Правильно запрягать лошадь – искусство, которое способно навредить животному, если оно не отточено мастером. Во время процедуры запряжки важно быть осторожным, последовательным, не ругать жеребца, если что-то не будет получаться.

С чего начать?

Как правильно запрячь лошадей в сбрую, не всякому городскому жителю удается узнать на примере. Если в первый раз запряжкой лошадей не удалось попросить заняться друга или знакомого, придется делать это самому, что не всегда получается, так как непривычные или недоверчивые животные могут быть против.

Еще один совет: иногда спрашивают, может ли конь для верховой езды тащить куда-нибудь сани. Ответы дают противоречивые. На самом деле все зависит от груза и от породы животного. Некоторые снисходительно относятся к попыткам запрячь их в телегу, другим тяжелая работа может серьезно навредить. Важно, не как запрячь скакуна, а как приучить верховую лошадь везти сани. Приучать следует постепенно, шаг за шагом, не давая слишком большую нагрузку сначала.

Прежде чем приступать к действию, хозяину нужно уяснить три момента:

  • Точно знать, как запрячь лошадь.
  • Перед запряжкой необходимо убедиться, что все необходимые предметы упряжи находятся в исправном состоянии, на хоздворе стоит повозка со смазанными колесами. Иначе, придется отводить красавицу назад и устранять все недоделки. Кстати, в большой хозяйстве, в котором много животных, у каждой лошади должна быть своя упряжь, путать которые нежелательно. Простой способ избежать недоразумений — привести в систему нумерацию упряжи и стойло животного.
  • Прежде чем выводить животное из стойла, нужно внимательно его осмотреть, накормить и напоить.

После того, как все это сделано на скакуна одевают узду, не забывая погладить его по груди и плечам. Конь откликается на ласку, значит, все в порядке. Следующий этап – осмотр копыт. Если они в грязи, нужно удалить засохшие комья земли, проверив подковы, убедиться, что пока можно обойтись без ковки. Теперь, взяв лошадь под уздцы, ее можно подводить к телеге.

Первый раз запрячь лошадь сложно, ведь важно соблюдать последовательность операций и не менять их местами. Но если животное подготавливать к выезду довольно часто, то порядок действий запоминается, и хозяин не видит никаких сложностей.

Состав упряжи

О том, что лошадь нужно запрягать, знает каждый, однако не все разбираются в строении упряжи, обеспечивающей осуществление задуманных действий. Следует запомнить, что упряжь имеет несколько главных составных элементов, которые мы ниже рассмотрим более подробно.

  1. Узда — наиболее доминантная составляющая, обязательная для управления животным во время езды. Узда представляет собой затылочный ремень, удило с кольцом. Она оснащена двумя ремнями на щеках и подбородке.
  2. Седелка — особое приспособление, прикрепляющее и фиксирующее запряжку, способную повысить тягу.
  3. Подпруга — элемент, который направлен на удержание седелки.
  4. Шлея — элемент, который позволяет удерживать хомут и фиксировать его во время передвижения. По виду это несколько регулирующихся ремешков.
  5. Чересседельник — ремень, который проходит в седелке. Креплением является оглобля. Подобный ремешок позволяет удерживать и фиксировать многие основные компоненты упряжи и осуществлять тягу.
  6. Хомут — элемент, служащий для обеспечения тяги от коня к устройству передвижения. Хомутина, клещи, покрышка, гужи, войлочная подкладка, кольцо и горт входят в состав хомута. Избавить лошадей от сдавливания можно с помощью «послабления» хомута.
  7. Подбрюшник — ремень, из названия которого уже ясно, где он крепится. Нужен для фиксации.
  8. Вожжи — компонент особенно важный, ведь благодаря ему движется повозка.
  9. Дуга — приспособление, которое служит соединительным элементом, амортизатором: гуж «сводит» хомут и оглоблю для смягчения рывков, ударов.

Повозка и телега могут передвигаться правильно, только если при запряжке учитывается важность каждого из элементов.

Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.

  • Узда используется для управления лошадью. Состоит уздечка из нескольких ремней (на щеках, затылке, лбе, подбородке) и кольца.
  • С помощью свободного хомута передается тяга от животного к телеге.
  • Седелка – механизм в сбруе, который поддерживает и закрепляет запряжку.
  • Подпруга удерживает седелку.
  • Шлея – это ремни, которые сдерживают и регулируют положение лошади, держат хомут.
  • Чересседельник – ремень, который крепится к оглобле. Держит хомут, дуги и оглобли на спине лошади.
  • Вожжи – с их помощью человек управляет движением животного.
  • Дуга соединяет хомут, оглобли через гужи (мягкие ремни).

Еще до того как вы подойдете к лошади, стоит разобрать, из чего состоит упряжь. А без нее не удастся осуществить задуманную операцию. Любая упряжь состоит из следующих главных частей:

  • Узда – основная составляющая сбруи, которая необходима для того, чтобы управлять конем. Она состоит из удила и его кольца, ремня на затылке, двух ремней на щеках, по одному ремню на подбородке и лбу.
  • Хомут – еще один компонент, который служит для передачи тяги от лошади к телеге. В своем составе имеет клещи, гужи, хомутину, покрышку, войлочную подкладку, горт и кольцо. Чтобы хомут не сдавливал шею, его делают свободным.
  • Седелка – особое приспособление в сбруе, закрепляющее и поддерживающее запряжку. Способно увеличить тягу коня на 15%.
  • Подпруга – устройство, помогающее удержать седелку на лошади.
  • Шлея входит в число основных компонентов. Она держит хомут и не позволяет ему сползать при ускорении и торможении. Представляет собой ремни, регулирующие и удерживающие лошадь в упряжи.
  • Чересседельник – еще один ремешок, проходящий внутри седелки и крепящийся к оглобле. Его функция заключается в удержании хомута, оглобли и дуги на спине коня, а также в осуществлении передачи тяги к упряжи.
  • Подбрюшник идет ниже подпруги и крепится на оглобле. По сути, является еще одним ремнем.
  • Вожжи необходимы для управления движением коня. Те, кого интересуют способы, с помощью которых можно запрягать лошадь, про них точно знают.
  • Дуга – завершающий элемент, но играющий не последнюю роль. Выполняет соединительную функцию между хомутом и оглоблей посредством гужей. Это своеобразный амортизатор, смягчающий рывки и удары телеги, что благоприятно сказывается на коне.

С составом сбруи разобрались, переходим непосредственно к действиям, показывающим, как запрячь лошадь. Описан этот процесс будет на примере русской одноконной дуговой упряжи.

Русская одноконная дуговая упряжь

Лошадь в одноконной русской упряжи

На сегодняшний день всю упряжь можно разделить на два вида: европейскую и русскую. У каждой из них есть свои особенности и совершенно разное количество элементов.

Запряженная лошадь

Разобраться со строением упряжи необходимо каждому человеку, который собирается использовать свою лошадь для закладки в то или иное средство передвижения. Познакомиться с главными составляющими этой амуниции можно немного ниже:

  1. Уздечка. Необходима для того, чтобы управлять лошадью во время передвижения. Состоит она из ремня затылочного, ремня на подбородке, пары нащечных ремней, налобного, трензеля и поводьев.
  2. Главной частью амуниции является седелка, располагающаяся на холке и фиксирующая запряжку.
  3. Благодаря подпруге седелка крепится на спине лошади.
  4. За счет шлеи происходит удерживание хомута и его фиксация во время движения транспортного средства. Он состоит из нескольких ремешков, которые можно регулировать.
  5. Ремешок, проходящий сквозь кольца на седелке, называется чересседельником, а крепится он к оглобле. Благодаря этому ремню происходит удержание и фиксация основных элементов упряжи.
  6. Обеспечивает тягу от лошади к транспортному средству – хомут. Он состоит из клещей, войлочной подкладки, гужей, покрышек, кольца и горта.
  7. Ремень, проходящий под брюхом лошади и крепящийся в шлевки на подпруги, называется подбрюшником. Он также прикрепляется к оглобле.
  8. Благодаря соединительному элементу – дуге – происходит смягчение рывков, ударов.
  9. Заключительный элемент упряжи – вожжи, за счет которых происходит управление лошадью во время движения.
Русская упряжь

Данная амуниция больше используется в спортивных соревнованиях – драйвинге, а также для работы лошадей в экипажах европейского типа. Отличается более меньшим количеством деталей и простотой в использовании. Заложить лошадь в европейской упряжи в средство передвижения гораздо быстрее, чем в русской. Однако для эксплуатации сельскохозяйственных транспортных средств она не подходит.

  1. Шорка. Одевается на грудь животного через шею. Состоит из холочного, соединительного, удерживающего и нагрудного ремней. Соединительные ремни могут иметь кольца для вожжей.
  2. Седелка. Оснащена кольцами для вожжей.
  3. Подпруга.  Устройство данной части амуниции заключается в закреплении седелки.
  4. Постромки. Крепятся к шорке и экипажу. Могут регулироваться по длине.
  5. Шлея. Состоит из спинного ремня, соединительных (откосных ремней), обводного ремня и подхвостника, за счет которого осуществляется фиксация упряжи.
  6. Вожжи.

Стоит отметить отсутвие подбрюшника и чересседельника.

Европейская упряжь

Упряжь должна идеально подходить лошади, быть подогнана точно под нее. В неправильной амуниции животному будет нелегко передвигаться, труднее дышать и оно может получить травму. Даже лично зная хороших изготовителей, магазины, найти действительно хорошую упряжь для лошадей тяжело, особенно новичкам.

Состоит упряжь из нескольких элементов. Не поддавайтесь желанию купить готовый комплект. Опытные люди приобретают элементы отдельно друг от друга: только так можно собрать действительно хорошо сидящую сбрую. Для того чтобы запрячь лошадь, нужно приобрести:

  1. Хомут. Труднее всего подобрать для лошадей подходящие им хомуты. От плохо сидящего хомута конь страдает сильнее всего — нужно, чтобы между горлом и хомутиной проходила ладонь, только в этом случае животное сможет свободно дышать и двигаться. Короткий хомут будет давить, длинный — провисать. Подкладка у амуниции должна быть мягкой, а после поездки ее нужно почистить от грязи и просушить. Кожаный гуж скрепляют хомут и оглобли, супонь стягивает клещи хомута.
  2. Дуга соединяет хомут с оглоблями, как и другие части.
  3. Шлея. К хомуту необходима прочная кожаная шлея, и снова — она должна подходить под размер шеи коня. Просторная шлея будет постоянно сползать, особенно при спуске, и повозка ударит коня по ногам.
  4. Узда применяется для управления лошадью, включает она удила, поводья и недоуздок. Удила должны лежать на беззубой части десны, ремни — лежать свободно.
  5. Вожжи используют для управления животным с повозки. Лучше брать достаточно длинные, для того чтобы обойти повозку. Вожжи должны быть мягкими, но крепкими, чтобы их было удобно держать в руках.
  6. Седелка применяется для поддержки с помощью чересседельника и для того, чтобы смягчить давление от упряжи на спину лошади во время езды по неровной местности. Седелка встречается двух типов: горбатая для коней с высокой холкой и лежачая — для лошадей с низкой холкой. Для того чтобы седелка не сползла, нужно приладить подпругу.
  7. Чресседельник и подбрюшник представляют собой ремни, проходящие через седельник на оглоблю.
Прочитайте также:  Томат императрица характеристика и описание сорта

Упряжью называют множество приспособлений, с помощью которых лошадь тянет телегу, повозку. Опытный хозяин подгоняет упряжь для конкретного животного так, чтобы ему было удобно двигаться.

  • Первым и главным элементом упряжной системы является узда – несколько ремней, соединенных между собой. Ремни подтягивают или ослабляют так, чтобы под ними можно было поместить пальцы, сложенные вместе; под подборным ремнем свободно проходить рука, сложенная в кулак; удила чуть-чуть приподнимают краешки губ скакуна.
  • Хомут – сложная деталь, в которую входит восемь элементов. Он необходим, чтобы передать тягловую силу лошади повозке. Для подбора хомута животному необходимо измерить деревянным метром расстояние от шеи от холки до плечевого сустава. К полученным измерениям добавляются погрешности: если хомут предназначен для воза – 5-8 сантиметров, для пахоты – 3-6 сантиметров. Измерение шеи коня производится специальным циркулем в самом широком месте. Если хомут подобран правильно, то ладонь должна свободно проходить под хомутом, под верхнюю часть приспособления можно просунуть два пальца. Если хомут большой, то он ложится на лопатки и уменьшает тягловую силу коня. Если же он, наоборот, маленький, то он сдавливает шею лошади, мешая ей свободно двигаться. У хомута обязательно должна быть мягкая подкладка, чтобы суровая кожаная основа приспособления не натирала шею лошади, которую нужно чистить после каждой запряжки. Кстати, перед тем, как одеть хомут на шею, нужно расправить гриву, чтобы она не попала под него. Опытные хозяева во время дождя накрывают хомут непромокаемой тканью: это предохраняет кожу животного от потертостей.
  • Шлея удерживает хомут в тот момент, когда животное спускается по наклонной дороге или резко тормозит.
  • Деталь седелка закрепляет через чересседельник, представляющий ремень, всю запряжку и передает силу на лошадиную спину. Седелка может быть горбатой или лежачей, что зависит от степени упитанности животного.
  • Закрепляет седелку деталь — подпруга.
  • Под ней проходит ремень, затянутый петлей на краях оглобли. Это подбрюшник, который не дает деталям перемещаться по телу.
  • Чтобы заставить животное слушаться нужны вожжи, пристегнутые к удилам.
  • Хомут скрепляется со всей упряжью дугой, которая уменьшает вибрацию, возникающую на холмистой дороге.

Несколько слов об упряжи

  1. Перед тем как запрягать коней в русскую сбрую, нужно осмотреть лошадь и проверить состояние упряжи. Хомут должен быть чистым и сухим, а длина гужей — одинаковой. Сани нужно вывезти на ровное место. Предварительно телегу смазывают и подготавливают.
  2. Надеть узду, затем седелку. Подпруга должна лежать плотно, не сползать. Седелку и подпругу накладывают и застегивают слева.
  3. Расправить шлею, хомут надеть на голову коня через шею. Перед тем как надевать, поворачивают концами клещей вверх, после надевания разворачивают в правильное положение.
  4. Теперь можно запрячь лошадь в телегу. Коня нужно завести в оглобли, заставив его переступить через жердь. Другой способ применяется, если животное пугливое и недоверчивое: накатывают оглоблю на него. Заложить дугу и подогнать длину гуж.
  5. Перед работой натянуть чресседельник и подбрюшник. На левый гуж положить оглоблю, в петлю протянуть ветвь дуги и перекинуть ее через шею коня. Правую оглоблю приложить к соответствующей ветви дуги и обхватить ее конец гужем.
  6. Супонью обмотать клещи хомута и сделать так чтобы они сошлись. Затягивать сильно, затем снова обмотать супонь, а ее конец подтянуть так, чтобы осталась петля, которую при случае можно было бы быстро распустить.
  7. В результате дуга крепко держится, а хомут не сдавливает, но плотно лежит на шее коня. Чересседельник проводят под правую оглоблю, а его конец обвязывают вокруг нее, опять делая петлю.
  8. Подтянуть подбрюшник, повод перебросить через шею в дуговое кольцо. Идеальное положение повода — когда он не мешает двигаться лошади. Вожжи пристегнуть.

Для того, чтобы запрячь лошадь в телегу необходимо знать полную конструкцию упряжки, так как именно от нее будет зависеть весь процесс. Функция упряжи заключается в передаче тягового усиления животного на саму повозку. Чтобы сохранить работоспособность лошади, упряжь подбирается индивидуально в зависимости от размера и конституции животного. Для этого есть специальные регулировочные ремни.

Как правильно запрячь лошадь

В нашей стране сегодня используется три типа упряжки: одноконная, пароконная и многооконная для троек. На Западе среди последнего типа различают четверку, шестерку и восьмерку. Также упряжь бывает дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Более широкая классификация различает оглобельно-дуговую или «русскую» запряжку, хомутово-оглобельную, постромочно-дышловую и постромочную запряжку. Все они отличаются своей конструкцией и способом запрягания лошадей.

Что нужно, чтобы запрячь лошадь в такую вот традиционно одноконную русскую телегу? Во-первых, нам нужно знать из чего состоит упряжь и все ли у нас есть. Итак, у нас должен быть хомут с гужами, супонь, шлеи (нарытник), дуга, сиделка с чересседельником. Обязательно хомут подбирается индивидуально под свою лошадь.

Чересседельником без сиделки пользоваться нельзя, так как его тонкий ремень может повредить кожу. Он натягивается и пропускается через верхнюю часть сиделки. Такая часть упряжи помогает распределять давление от оглоблей на спину животного. Дуга поддерживает в правильном положении оглобли, которые держит сам хомут. Каждая часть имеет свою последовательность надевания.

  1. Запрягать лошадь всегда начинаем с одевания узды. Если на улице зима, удила или трензель нужно согреть в руках, дабы холодное железо не повредило мягкие ткани.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в праву сиделку с чересседельником и накладываем седелку на спину животного. Сначала кладем ближе к холке, потом, расправляя шерсть, подвигаем на свое правильное положение. Смотрите схему.
  3. Передняя часть сиделки должна лежать выше холки, задняя – на спине ниже, примерно на уровне 9-15-го ребер.
  4. Шлея сиделки должна лежать ровно на расстоянии 10 см от локтя животного. Подпругу затягиваем так, чтобы между шлеей и телом коня можно было просунуть два пальца.
  5. После этого одеваем хомут. Его нужно повернуть нижними частями вверх и продеть через голову лошади. Дойдя до самой узкой части шеи, переворачиваем и кладем в правильном положении. После расправляем задравшуюся гриву и на корпус животного набрасываем шлею.
  6. Затем заводим коня в оглобли таким образом, чтобы концы как раз располагались на уровне гужей.
  7. Переходим к правой оглобле и прикрепляем к ней чересседельник за петлю сиделки. Потом также с левой стороны.
  8. После этого берем дугу, в левой руке держа гуж. Ее нужно подвести снизу под левую оглоблю и, обогнув против часовой стрелки, одеваем конец дуги в петлю. Опять огибаем гужью оглоблю. Кладем дугу на хомут так, чтобы ее правый конец коснулся правой оглобли. Повторяем продевание дуги в петлю правой гужи.
  9. Переходим к лопатке лошади, берем супонь и стягиваем два края хомута. Это не так легко, как кажется, иногда нужно приложить силу. Но еще нужно проверить хватает ли гужа. Если концы хомута не смыкаются, ее нужно удлинить. Если сомкнулся хомут, но дуга лежит плохо, нужно укоротить гужи.
  10. К уздечке пристегиваем вожжи. Если лошадь хорошо слушается повод, то вожжи продеваем через середину дуги. Если плохо – снаружи.
  11. Следите, чтобы гужи были сзади дуги, а не впереди. Проверьте ее устойчивость и движение телеги.
Прочитайте также:  Разведение лошадей как бизнес. Бизнес план по открытию лошадиной фермы.
Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Этот вид упряжки используется для работы с парой лошадей. Часто в ходе сельскохозяйственных работ нужно использовать пару. Однако для такой запряжки телега должна быть с дышлом – одиночная оглобля, которая располагается посередине. К ней пристегивается каждая лошадь. Главные части этой упряжи – это постромки, нагрудники и нашильники.

  1. Одеваем уздечки на лошадей и хомуты.
  2. Расставляем животных с правой и левой стороны от дышла.
  3. На дышло одеваем нашильник каждой лошади и закрепляем его в кольце на нагруднике. Нашильники контролируют натяжение постромок и фиксируют хомут.
  4. Затем нагрудники закрепляем за хомут и за постромки.
  5. Пристегиваем вожжи к уздечке.

Это самый простой вид запряжки, так как не имеет ни дышла, ни оглобель, ни дуги. Чаще всего такой способ упряжи называется пристяжкой. Его можно использовать как для телеги, экипажа, так и сельскохозяйственных орудий (борона, плуг). Вся суть этого вида запрягания заключается в накладывании на лошадь шлеи и пристегиванием ее за кольцо повозки. Схема одевания шлей схожа с оглобельно-дуговой упряжью.

В этом видео вы сможете увидеть весь процесс одевания упряжи на лошадь. В примере представлены сани, но запрягание в телегу идентичное.

Существует несколько известных методов, как запрячь лошадь. Каждый из них требует мастерства и опыта. В России самые популярные виды запряжки – дышловая и оглобельная.

  • Оглобельно-дуговой способ. Перед запряжкой одной, двух или более лошадей важно проверить сани или телегу, гужи на хомуте. Длину гужи следует отрегулировать так, чтобы у ездока была возможность стянуть клещи и прикрепить дугу на оглоблях. Затем на лошадь надевается уздечка, затягивается на подбородке ремень, вставляются удила в рот. Если запрягать лошадь приходится зимой, в мороз, удила рекомендуется нагреть в ладонях. После этого надевается седелка движением от холки к спине. Далее расправляется шлея, из-под нее и хомута достаются грива и хвост.
  • Постромочно-дышловый способ. Пара запряженных лошадей постромочно-дышловым способом называется парной. Применяется данный метод в хозяйстве для орудий и повозок с дышлом. Телега для запряжки должна быть с одиночной оглоблей (дышлом), которое находится посередине. К ней пристегиваются лошади.
  • Пятерик. Метод, пригодный для запряжки шести и более лошадей. Животных располагают парами. Пятерик используют для торжественных шествий, постановок, мероприятий, в хозяйстве не используется.

Запряженные лошади используются во многих областях России как вид транспорта. Действительно, данное средство передвижения очень простое и при желании любой житель сельской местности может стать обладателем красавца и выезжать в собственном экипаже. Запрягать лошадь можно несколькими способами. Самый распространенный постромочно-дышловой метод (парная запряжка) подходит для телег с одиночным дышлом, располагающимся по центру.

Запрягаемые лошади пристегиваются по обе стороны оглоблей. Такой вариант удобен при вспахивании угодий. Берутся нагрудники, нашильники и постромки, то есть, ремни, которые сравниваются и выравниваются. На лошадь надеваются хомуты и уздечки. Выведенные животные расставляются по разные стороны от дышла.

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что количество лошадей в упряжке было разным: от одной до двенадцати.  Запрягали по-разному: от одной до двенадцати. Классическая упряжка – две лошади, запряженные в одну линию, вереницей, то есть, цугом, «гусем». Цугом могло идти парное количество голов, расположенных по двое.

В зависимости от количества животных такой цуг называли «четверик», «шестерик», «восьмерик». Еще одна особенность. Запряжка цугом – бездуговая упряжь, истоки которой нужно искать в Древнем Риме. Так запрягались колесницы. В России же цугом ездили цари. Это был торжественный выезд, привлекающий большое количество зрителей. В современной жизни упряжки цугом – диковинка, хотя в отживленных больших городах такое «такси» используется для развлечения туристов.

Основу цуговой упряжи составляют дышла и оглобли, которые притягиваются ремнями к хомутам. Сила лошади передается всем составляющим упряжи посредством постромков. Повозкам поворачивается или останавливается благодаря постромкам. Кучер управляет лошадью посредством вожжей – длинных поводьев.

Итак, любой хозяин, купивший лошадь, должен научиться самостоятельно ее запрягать. Освоить эту премудрость немного сложно, ведь очень много непонятного. Однако, во всем можно разобраться, почерпнув информацию на многочисленных Интернет-форумах. К знаниям следует добавить и любовь к животным, ведь держать лошадь и не любить ее нельзя.

Процесс запряжки

Вне зависимости от того, куда вы направляетесь, нужно обеспечить и себя, и лошадей безопасностью, а это возможно лишь при правильной упряжке. Как выполняется русская одноконная запряжка? Важно последовательно и чётко следовать описанным профессионалами шагам.

  1. В самом начале нужно как следует осмотреть и вымыть лошадь. Важно не только проверить её самочувствие, но и проанализировать, не повреждена ли упряжка и все её составляющие: нигде не должно быть никаких трещин и разрывов. При обнаружении разных по длине гужей важно уравнять их, чтобы не привести к ухудшению передвижения. После осмотра животного и телеги можно переходить к остальным составляющим.
  2. Нужно соединить подбрюшник с чересседельником с помощью кольца. После продевания внутрь необходимо сделать петельку — ею покрывается оглобля.
  3. Коней одевают в хомут, оснащают уздой и седелкой внизу холки. Для правильного расположения хомута нужно постараться, ведь он может находиться только клещами к верху. После можно опустить его и перевернуть на шее, зафиксировав при необходимости.
  4. На следующем этапе ремни и пряжки соединяются туго настолько, насколько может проходить ладошка.
  5. Коня заводят в оглоблю. Для этого нужно выбрать один из вариантов: животное может самостоятельно перешагнуть чрез жердочку оглобли либо его заводят в неё задом. Также можно использовать метод накатывания для пугливых или молодых животных.
  6. Берётся дуга и прислоняется к лошади справа, с помощью левой руки перекручивают и подгоняют гужи под необходимый размер. Важно расположить их около края оглобли.
  7. Дуга продевается с левой стороны петли, второй край перекладывается сквозь оглоблю. При этом важно следить за тем, чтобы петля оказалось внутри дуги, которая находится на шее. Дуга поворачивается выемкой в сторону оглобли, на которую накладывают гуж. Хомут затягивается, клещи обматываются супонью. После их соприкосновения надо следить за расположением дуги и оглобли под прямым углом.
  8. Необходимо привязать животное к левой оглобле. Начинать вставлять хомут можно лишь после подтягивания лошади на шаг назад.
  9. Голова накидывается поводом, гуж прикрепляют с темляком таким образом, чтобы не дать лошади поднять её. Каждый ремень кидается через оглоблю, чтобы не допустить «болтания».
  10. Удило крепится с вожжами.

Так и запрягается лошадь в повозку. Если всё сделано правильно, то вы гарантировано получите безопасную езду и сохраните в норме здоровье животного. Помните, что многое зависит от частоты тренировок, ведь кони являются далеко не простыми животными, потому нужно не только найти к ним подход, но и обладать запасом соответствующих знаний.

Правильно запряжённые лошади и повозка — залог безопасной поездки. На сегодняшний день используют несколько видов упряжек: для одного, двух и более коней. Европейские конюхи разделяют многооконную упряжку для 4-х, 6-х, 8-х животных. Упряжка, к тому же, может быть дуговой, бездуговой, выездной и транспортной.

как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Как запрячь лошадь с помощью шорки. (Евроупряжь) // Жизнь в деревне.

Опытный хозяин, рассказывая, как запрячь лошадь, называет следующие моменты:

  • берется чересседельник и подбрюшник, которые связываются воедино посредством кольца, через него пропускаются ремни; образовавшаяся кольцо натягивается на оглоблю;
  • на скакуна накидывают узду и седелку, которая должна опустить на низ шеи;
  • хомут, острой частью верх, опускается на шею животного и переворачивается;
  • шлея кладется на шею и расправляется; все ремни нужно совместить.

Эта часть запряжки выполнена, значит можно поставить лошадь оглоблю через жердь. Далее процесс запряжки идет следующим образом:

  • нужно взять дугу и стать перед лошадиной мордой; придерживая дугу справа от себя;
  • с левой стороны подводится гуж с растянутой петлей, в которую вставляется дуга и переносится на область шеи коня;
  • хомут затягивается постромками;
  • поднимается оглобля справа, подводится дуговой части; конец обхватывается гужом через оглоблю.

В процессе запряжки важны следующие моменты:

  • Все ремни должны быть одинаковыми. В случае, один из постромков короткий, он будет сдавливать грудь животного.
  • Все ремни должны лежать в расправленном виде. Чтобы они не натирали кожу, нижняя часть постромков обшивается мягкой кожей.
  • Конь, передвигаясь по полю, может наступать на свисающие постромки. В таком случае через круп лошади следует перекинуть ремень, скрепляющий постромки.
  • Длина шлея должна соответствовать длине лошади. Если между шлеей и спиной проходит ладонь, то упряжь считается подходящей.
  • Уздечка с вожжами – ремни, с помощью которых осуществляется управление лошадью. При работе ремешок уздечки подвязывается, но так, чтобы лошадь могла свободно двигать головой.
  • С вожжами в руках можно обойти сельскохозяйственный инвентарь, прикрепленный к постромкам.
Прочитайте также:  Базилик для каких блюд подходит

Запряженная лошадь стоит в повозке.

Порядок действий

Перед тем как запрягать коня, его необходимо внимательно осмотреть и почистить. Затем проверить целостность упряжи: она не должна иметь потертостей, трещин, разрывов. Если гужи разной длины, их следует сделать одинаковыми.

  • Когда этап проверки будет пройден, возьмите чересседельник и подбрюшник, соединенные кольцом, пропустите через него ремни. Натяните получившуюся петельку на оглоблю.
  • Наденьте на лошадь седелку, узду и хомут. Седелка должна оказаться на нижнем участке холки. Хомут надевается клещами вверх, затем его опускают и переворачивают.
  • Шлею кладут на холку и расправляют. Ремни совмещают с пряжками.
  • После первых действий животное должно зайти в оглоблю, перешагнуть через ее жердь.
  • Возьмите дугу и встаньте перед лошадью. Прислоните дугу к правому копыту, левой рукой перекрутите гуж.
  • Дуга вставляется в левый край петли гужа. Она должна оказаться в вырезе дуги.
  • Затяните хомут и обмотайте вокруг клещей супонь (ремень для стягивания хомута).
  • Привяжите лошадь к левой оглобле и вставьте хомут.
  • Накиньте на шею повод, прикрепите к гуже темляк (ремень, петля). Перекиньте через оглобли ремешки.
  • Прикрепите к удило (ремни уздечки) вожжи.

Как правильно запрячь лошадь

Постромочно-дышловая запряжка — парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи.

Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки. Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Прежде чем совершать конную прогулку в экипаже, необходимо подумать как о своей безопасности, так и о безопасности животного. Оба этих фактора возможно соблюсти только в том случае, если закладка лошади в транспортное средство произойдет правильно. Далее речь пойдет о русской одноконной запряжке:

  • В первую очередь внимательно осматривается и чистится само животное. Затем проверяется упряжная амуниция (на предмет целостности). Не допускается наличие разрывов на ремешках.
  • При помощи колец соединяются чересседельник и подбрюшник. После того как ремни будут пропущены во внутрь, делается петля, одевающаяся на оглоблю.
  • На лошадь одевается уздечка, затем – хомут и седелка. Чтобы проще было одеть хомут, его переворачивают вверх клещами, а затем поворачивают в правильное положение уже непосредственно на шее.
  • Подтягивается подпруга, подгоняются ремни шлеи таким образом, чтобы между ними и телом лошади проходила ладонь ребром.
  • Теперь можно коня заводить в оглобли. Есть два варианта: либо животное само перешагивает через планку, либо заводится задом. Молодое или пугливое животное лучше запрягать методом накатывания. Поднимаются оглобли, и транспортное средство подкатывается к животному.
  • Дугу вставляют в гужи, сначала в левый, затем переносят свободный край через шею лошади и закрепляют второй гуж таким образом, чтобы выемка находилась со стороны оглобли. При необходимости гужи укорачиваются методом переворота. Осталось затянуть хомут таким образом, чтобы клещи плотно прилегали друг к другу, затем необходимо обмотать их супонью.
  • Чересседельник первым приматывается к оглобле, затем наступает черед подбрюшника. С помощью этих ремней осуществляется регулировка поднятия оглобель на нужную высоту.
  • Последним этапом является пристегивание вожжей к трензельным кольцам.

Некоторые правила

Чтобы лошадь тянула телегу, ее нужно приучить к процессу. Скакуны понятливы, быстро учатся понимать команды, данные хозяином. Приказаний не должно быть много: «вправо», «влево», «стоять», «назад». Вначале лошадь выводится на открытую площадку с помощью вожжей. Человек пытается сесть в седло, причем, в случае успеха каждый день увеличивая время пребывания в нем, затем попробовать проехаться верхом.

За малейшую удачу лошадь нужно хвалить, давая ей лакомство с рук. После того, как животное привыкло к седоку, можно попробовать запрячь ее в повозку, но предварительно нужно проверить длину оглоблей. Расстояние между повозкой и конем должно быть достаточным, иначе конь будет ударяться о телегу задними копытами.

И еще несколько простых правил:

  • Первые выезды нужно совершать на пустынной ровной дороге.
  • Предварительно телегу предварительно нужно отремонтировать, проверить колес, чтобы они не скрипели. Любой резкий звук может напугать животное.
  • Прогулки лучше совершать в хорошую погоду.
  • Перед выездом животное нужно кормить сеном, но ограничить количество овса, иначе лошади не захочется т брать с рук лакомство.
  • Во время первых тренировок детям нельзя находиться рядом: неизвестно, как будет вести себя животное.

Парная запряжка

Как называли лошадей, запряженных в одну упряжку на Руси? В старину животных, работающих в упряжке рядом друг с другом, называли супругами. Интересный факт, учитывая, что парная упряжка остается одной из самых популярных на сегодняшний день. Используется парная на селе для пахоты. Первый этап запряжки начинается с выравнивания нагрудников (легкая упряжка), нашильников (широкий ремень от хомута) и постромки (ремень, который соединяет валек и хомут).

Затем на лошадей надеваются хомуты и узды. В зависимости от позиции животных в упряжке их расставляют слева и справа от дышла. Нашильник надевается на передний валек или конец дышла и закрепляется на кольце. Они фиксируют хомут и распределяют напряжение. Постромки закрепляются на вальке в следующей последовательности: внутренняя — внешняя. Распрягается животное аккуратно и в обратной последовательности.

Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности.

После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки. Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться. Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами.

Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться.

Рекомендации специалистов

Специалисты советуют новичкам сначала изучить, из чего состоит упряжка, и найти подход к животному. Лошадь, запряженная в сани или телегу, представляет собой простой вид транспорта, который используется в разных регионах РФ. Для начала изучите инструкцию, посмотрите, как запрягают лошадь профессионалы.

Разобравшись с тем, как выглядит и что представляет собой лошадь, запряженная в телегу, не помешает рассмотреть советы, которые, возможно, облегчат процесс упряжки.

  1. Для того чтобы животное не отказывалось от мундштука, можно воспользоваться мёдом либо мятным маслом. Следует смазывать его до тех пор, пока лошадь не приспособится. Вставляя мундштук, важно проследить за тем, чтобы не ударить животное по челюсти, ведь это приводит к серьёзным повреждениям. В зимние морозы следует следить, чтобы мундштук был достаточно утеплен.
  2. При чистке копыт важно обезопасить себя от возможных ударов, потому лучше стоять сбоку либо повернувшись спиной к голове животного.
  3. Если повозка старая и повреждённая, её надо отремонтировать.
  4. Во время первых попыток запряжки лучше воспользоваться помощью опытных товарищей. Особенно важно не поддаваться панике и резким движениям.
  5. При надевании любых составляющих упряжки лучше не совершать резких движений, дабы лошадь не была напугана. Подходить к ней можно только после предварительного расположения руки на плече.
  6. Занимаясь прикреплением вожжей, требуется следить за тем, чтобы застежки были повёрнуты во внешнюю сторону и не ранили животное.
  7. При одевании седла и узды можно подходить к животному только слева. В дальнейшем можно приучить животных к всестороннему контакту.
  8. Седло не должно приносить никакого дискомфорта.
  9. Старые стременные крепления регулируются петлями, однако становиться на них запрещено, иначе не избежать растяжения.
  10. При запряжке никогда нельзя становиться на колени либо присаживаться, ведь животное может причинить серьёзный ущерб.

Такая простая мера безопасности, как шлем, почему-то часто не учитывается при поездках на верховой лошади. Однако этот элемент экипировки должен быть постоянным спутником, причём хранить и содержать его нужно по особым правилам. Для езды подойдут только шлемы, срок годности которых не превышает 5 лет.

Как оказалось, запрячь коня в сани либо телегу может далеко не каждый желающий, ведь это требует от человека определённых умений и самоотдачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Огородик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector